• УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ
    • ЗАКУПКА ВТОРСЫРЬЯ
    • ПЕЧАТЬ ЭТИКЕТКИ
    • ГОФРОУПАКОВКА
    • В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
    • Адрес: Ростов-на-Дону
      пр. Коммунистический, 48

Промышленный рост Приморья тормозит устаревшая система "борьбы за экологию" - эксперт

Охраной окружающей среды в России заняты 14 ведомств, а фактически ответственных за ее состояние – нет, считает и.о. гендиректора ОАО "ММПТ" Виктор Покотилов.
 
Владивосток, 18 сентября, PrimaMedia. Экономическое и - в первую очередь – промышленное развитие  Приморья тормозит во многом субъективный подход к оценке воздействия на окружающую среду размещаемых объектов. Главным критериями такого "подхода" являются мнения авторитетных людей, реакция населения и  устаревшие нормативы на проектирование промышленных объектов. Такое мнение в ходе недавно прошедшего круглого стола  "Индустриализация Приморья и энергетические программы России. Экология и бизнес: от противостояния к взаимопониманию" высказал и.о. генерального директора ОАО "Международный морской перегрузочный терминал" (ММПТ) Виктор Покотилов, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
 
Напомним, что круглый стол был организован и проведен администрацией Приморского края совместно с Приморской краевой организацией Союза журналистов России в преддверии VIII Международного экологического форума "Природа без границ". По итогам дискуссии экологи и ученые констатировали, что бизнес и власть "начинают слушать и слышать экологов Приморья".
 
По мнению руководителя ОАО "ММПТ", высокие издержки, которые вынужден нести бизнес от выполнения завышенных субъективных требований, "рожденных" местными органами власти и управления,
 
делают конечную стоимость товаров и услуг заведомо неконкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешних рынках.
 
Административно-командные методы регулирования "экологичности" промышленности не способны реально снизить техногенные и экологические риски, считает эксперт.
 
В ходе своего выступления Виктор Покотилов отметил, что государство и бизнес преследуют одну цель – промышленное развитие страны в целом и отдельных регионов в частности. Одной из основных задач развития, подчеркнул эксперт, как раз является снижение рисков технологических и экологических катастроф, рисков сверхнормативного воздействия на среду обитания человека и самих граждан.
 
"При этом существующее законодательство до сиих пор изобилует большим количеством противоречий,   бесконечных согласовательных процедур которые являются иногда непреодолимыми  административными барьерами. Например, перенимая положительный опыт многих стран, уже
 
назрел вопрос разработке новых стандартов в проектировании портовых терминалов, в том числе - и в вопросах минимизации воздействия на окружающую среду,  поскольку появилось достаточно новых технологий  в области грузовых операций,  в снижения выбросов, производственных шумов и прочих негативных факторов.  
 
Но федеральное законодательство продолжает сохранять  существующую  громоздкую  и  неэффективную  систему оценки воздействия промышленных предприятий на окружающую среду,  которая  дополняется  извращенными в целях и задачах общественными слушаниями и обязательно самостоятельной экологической экспертизой. Это не только затягивает сроки реализации проектов, но и требует достаточно серьезных финансовых затрат на эти процедуры", - высказал свою точку зрения Виктор Покотилов.
 
В качестве еще одного примера выступающий привел поправки в законодательство в части проведения дноуглубительных работ в портах. По оценке эксперта, прописанные в законодательстве по настоянию природоохранных структур требования делают практически невозможным не только создание подходных каналов, операционных акваторий, необходимых для развития портовой инфраструктуры, но и не позволяют обслуживать существующие акватории портов,  так как  
 
ранее узаконенные и нанесенные на карты свалки грунта закрыты, а новые - не созданы. Эту функцию возложили на заинтересованные стороны и в первую очередь - на бизнес,
 
сообщил Покотилов.
 
 "На хозяйствующие субъекты фактически возлагается задача захоронения или утилизации донных отложений, в которых вредные вещества являются продуктом жизнедеятельности населенных пунктов или выносом впадающих рек. И эти затраты в большинстве случаев многократно превышают затраты собственно на черпание грунта. На самом деле  свалка грунта, предназначенная для захоронения  извлеченного в результате необходимых дноуглубительных работ или ремонтного черпания - это обязательная часть инфраструктуры порта. И эта свалка должна быть создана государством   фактически, а не "обосновываться" предприятием и "защищаться" в череде согласований и экспертиз", - считает руководитель ОАО "ММПТ".
 
Выступающий также отметил, что неуклюжие попытки заимствования опыта зарубежного законодательства зачастую  приводят к росту административной и финансовой нагрузки на предприятия, поскольку новые  дополнительные  механизмы согласований, получения разрешений  не заменяют старые, а "наслаиваются" на них.
 
"Сроки прохождения документации сегодня стали неприемлемыми для бизнеса и составляют от года до 2-х лет  - при благоприятном развитии событий. Выделение законодательно в отдельную процедуру экологической экспертизы практически удвоило сроки получения заключений на проектную документацию.", - констатировал эксперт.
 
Такая ситуация, подчеркнул Покотилов, позволяет делать бизнес всегда "крайним", то есть навязывать ему создание за свой счет непрофильной инфраструктуры. 
 
"Свидетельством этому являются, например, требования к водоотведению и очистке этих стоков, содержащиеся в  ФЗ №416 "О водоснабжении и водоотведении". При этом отсутствует жесткая система мер к администрациям поселений,  в большом числе которых и до сегодняшнего дня нет ни ливневой канализации, ни очистных сооружений", - указал участник круглого стола, подчеркнув, что это -
 
яркий пример "двойных стандартов" в применении законодательства.
 
Природоохранное законодательство, продолжил выступающий,  опирается на административно-командные методы регулирования, которые не оставляют предприятиям возможности сохранять конкурентоспособность и решать социально-экономические задачи.
 
"Это порождает невыполнимость требований и, естественно, коррупцию, уничтожает стимулы даже к тем изменениям, которые сегодня возможны и достижимы", - считает эксперт.
 
По мнению Покотилова, вместо этого необходимо изменить кардинально подходы к формированию мероприятий в области защиты окружающей среды. Примером такого современного, адекватного реалиям подхода может служить деятельность различные фондов (например, "Фонда дикой природы", WWF), которые не только выполняют функции мониторинга, но и реализуют практические природоохранные мероприятия – в отличие от "экстремистской" направленности организации "Гринпис", которая стала инструментом недобросовестной конкуренции, отметил в завершение своего выступления и.о. гендиректора ОАО "ММПТ"
 
"Необходимы также налоговые послабления тем предприятиям, которые применяют новые "щадящие" технологии, современные системы снижения воздействия на окружающую среду", - добавил эксперт.
 
Напомним, что VIII Международный экологический форум "Природа без границ" пройдет во Владивостоке 23-24 октября. Форум проводится по инициативе руководства администрации Приморского края с 2006 года. За историю своего проведения мероприятие стало востребованной площадкой, которая позволяет на высоком профессиональном уровне обсуждать актуальные вопросы экологии и намечать перспективы их решения.
 
Мероприятие традиционно проводится при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
 
Форум ежегодно собирает видных ученых, предпринимателей, экспертов и представителей общественных организаций из разных стран – всех тех, кому небезразличны вопросы сохранения природы в интересах будущих поколений.